Картины
Рерих Н.К. Благие посетившие. 1914.
Информация о фото
описание
• “По своей живописной идее эта роспись восходит к уже упоминавшемуся эскизу “Росписи в моленной”, 1905 года, хранящейся в Русском Музее Императора Александра III (ныне — Гос. Русский Музей). Целое росписи тогда так представлялось художнику : в полутёмной комнате по стенам мягкого, глубоко-вишнёвого, золотистого тона, играющего словно старинная драгоценная ткань, вспыхивают золотистые, дрожащие лики... В Ницце более или менее осуществилась эта мечта...” [26, с.33].
• “Кроме этих капитальных произведений художником создано ещё несколько единичных работ в этом же роде, интересно дополняющих и уясняющих большие росписи: так, в 1907 году в дымчато-огненных тонах “Илья пророк”, в 1908 году — золотистый “Св. Георгий Победоносец”, в 1909 году “Пантократор” (на золотом фоне фигура Благословляющего, выдержанная в тонах византийских эмалей) и “Спас” в окружении огненных ангелов (картон для мозаики над входом в Талашкинскую церковь), в 1910 году — “Князья святые” (картон — синее и жёлтое — для надвратной мозаики в Почаевской Лавре), в 1911 году — “Сошествие во ад”, в 1913 году — четыре эскиза росписи часовни в Пскове (близко по стилю к канонам русской иконописи XVII века) и эскиз мозаики орнаментального характера для памятника А.И. Куинджи на Смоленском кладбище [26, с.34].
• Она состоит из четырнадцати холстов: тринадцати картин и десятиметрового фриза. Интерьеры виллы разработал брат Николая Константиновича, архитектор Борис Константинович Рерих...
С.Р. Эрнст назвал эту серию “капитальными произведениями художника”...
Начавшаяся первая мировая война помешала транспортировке панно из Петербурга в Ниццу, и работы остались в России. До начала 1960-х годов вся серия панно находилась в частном собрании. В 1962 году коллекционер С.А. Мухин передал имеющуюся у него коллекцию произведений Рериха, в том числе и все четырнадцать панно для виллы в Ницце, в Музей изобразительного искусства города Горловки, где они находятся в настоящее время.
В этой работе Рериха заключён не какой-то конкретный исторический смысл, а всеобщий, вселенский. Он писал по два почти аналогичных варианта одно-сюжетных панно символико-аллегорического характера: “Благие посетившие”, “Древо благое произрасло”, “Город” и “Входы”. Исключение представляет сюжет “Хозяин дома”, разработанный на одном холсте, и “Отроки продолжатели” — на четырёх холстах. На стенах круглой ... комнаты должны были повторяться все эти образы, а завершал убранство десятиметровый фриз. В “Благих посетивших” представлены фигуры святой и святого, помещённые на облаках. В трактовке фигур заметно влияние готического искусства. В руках святого — храм века; в руках святой — венец. Святые охраняют “древо жизни”, расположенное в центральной части холста.
Необычайно красива и вместе с тем глубоко символична цветовая гамма этих панно. На холстах “дымчато-янтарного” цвета спокойные, величавые фигуры в тёмных, пурпурных одеждах с тусклыми золотыми узорами. Плоскость холста подчёркнута “деревом” с фиолетовой кроной и оранжевой листвой. Аналогичные “древа” со стилизованными птицами изображены на холстах под названием “Входы”. Колорит построен на фиолетовом и оранжевом цветах, символизирующих духовность и вечность. Узоры и весь характер орнамента на декоративном фризе, архаизированные изображения растений, животных и птиц на фризе и картинах составляют единое целое с плавными контурами, очерчивающими фигуры “Благих посетивших” и “Отроков”. Глубокие тёмные, насыщенные оттенками тона одежд в контрасте с мерцающей позолотой узоров и яркими оранжевыми вспышками “древа” способствуют единому художественному решению.
Главная идея панно — утверждение духовного начала, ведущего к гармонии жизни. Здесь заключена также мысль о синтезе культур. Именно поэтому в художественном исполнении панно сочетаются черты искусства разных стран и эпох: древнерусской, восточной и готики. Накануне грядущей мировой войны Рерих призывает человечество к единению на основе любви.
Несмотря на всё разрастающуюся пропаганду классовой борьбы и ненависти, вопреки ей, художник оставался верен мечте о братстве народов, которое достижимо лишь путём нравственного усовершенствования [40, с.33-36].
26. Д.Н.Попов. Держава Рериха. М., “Изобразительное искусство”, 1996г., 446с.
40. Л.В.Короткина. Н.К. Рерих. С-П, “Художники России”, "Золотой век”.1996г., 191с.
«Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество